Петербургская фирма «Ротан» является одним из производителей лодок из ПВХ.
Лодок, о которых говорят, с которыми сравнивают другие модели, которые обсуждают и которым,
в итоге, после многочисленных попыток найти «свою» лодку отдают предпочтение.
В этом году фирма отмечает свой юбилей. Об истории, успехах, трудностях и дальнейших планах мы попросили
рассказать конструктора и директора фирмы «Ротан» Никиту Коноплянцева.
- Никита, почему вы выбрали для своих лодок название «Ротан»?
- Баллон будет традиционно «ротановский», с вашими ноу-хау?
- Какие еще новаторские идеи применены в данной модели?
- В этом году вам исполняется 5 лет. С чего всё началось?
- С подвала. Уволившееся конструкторское бюро, в которое мы входили, решило не расходиться, а создать свою фирму. Первоначально мы планировали, что будем только КБ, разрабатывающее модели для других фирм. Но на практике оказалось, что интеллектуальный труд в чистом виде денег не приносит. Так стало очевидным, что для поддержания нашего дела необходимо производство.
- Вы сразу начали производство с популярной сейчас 380-ой модели?
- Нет. Нашей первой лодкой, разработанной и выпущенной под маркой «Ротан», была лодка «Льдинка». Создана она была специально для питерских рыболовов, любителей зимнего лова и выполняла функции спасательного плавсредства. Весила она 3 кг. и стоила всего 3500 руб. Нам казалось, были все шансы на её коммерческий успех. Но лодка эта не пошла, так как оказалось, что большинство рыболовов в пылу азарта о безопасности своей мало задумываются. И мы занялись полноценными лодками, создав модель «Ротан 380».
- Что нового применил «Ротан» в своих лодках?
- Мы первыми начали использовать на рынке конусные баллоны и несимметричный скошенный шов на заднем конусе. Мы уменьшили в классическом крое количество швов. На примере 380 модели - длина всех швов уменьшилась на 5 метров. Во всех моделях швы, находящиеся в потоке, всегда нахлесточные вдоль потока и не оклеиваются лентой снаружи, а только изнутри. Такое конструкторское решение проверено в жёстких спортивных условиях, где эксплуатация лодки проходит на пределе её возможностей.
- Чем объясняется такая любовь к гонкам, ведь участие в них отнимает много времени и сил? - Для нас это экспериментальный полигон. Порой за трёхчасовую гонку можно понять то, что в простых условиях эксплуатации пришлось бы три года выявлять. У нас исключительно конструкторский интерес. Это тестирование уже запущенных в производство судов, а также благодатная почва для идей новых конструкций. Совершенствуется технология работы с материалом, совершенствуются внешние обводы, отдельные узлы, их прочность, надёжность и технологичность в производстве. - Ваши лодки полностью надувные, чем объясняется такая конструкция? - Мы отказались от жёстких пайолов, заменив их упругим днищем. С точки зрения гидродинамики наши надувные днища жёстче по конструкции, не вступают в противоречие с надувным баллоном. Днище изгибается также, как и сам баллон. Такого нельзя сказать про пайолы, которые деформируются без связи с баллоном, что приводит к такому негативному результату как "складывание" пайолов (со всеми неприятными отсюда последствиями). Наши лодки лёгкие: «Ротан 380» весит 40 кг, а её пайольный собрат 68 кг. Лучшие гидродинамические качества: «Ротан 380» с 15-ти сильным мотором выводит на глиссирование пять человек, пайольная с тем же двигателем - максимум четверых. Монтаж и демонтаж полностью надувной лодки несравнимо легче осуществлять, чем пайольной. Мы создали более экономичные лодки, которые не требуют сильного мотора, и "связка" лодка-мотор в сумме получается дешевле. Наша конструкция позволяет производить крупные лодки, превышающие в длинну 6,5 метров и грузоподъёмностью в 1,5 тонны, что для паёльной конструкции вызывает большие сложности.
- Какое ваше представление об идеальной ПВХ-лодке?
- Что такое идеальная лодка? Её не существует. Можно рассматривать лодки по принципу, чтобы было меньше "против" и больше "за". Возьмём, к примеру, катамаран «Ротан 420» и сравним его с другими лодками в своём классе. По мореходности и по своим скоростным характеристикам, он их всех перекрывает. Значит, останавливаемся на катамаранной схеме, хотя можно создать подобный тримаран, но я сомневаюсь, что он даст лучший результат. Катамаран даёт лучшие гидродинамические качества в конечном итоге. В отличие от килеватой лодки, он обеспечивает более мягкий ход на волне.
- Какую лодку вы бы для себя приобрели, если бы фирмы «Ротан» не было?
- Приобрёл бы «Кайман-360»... потому что мы приложили к нему руку, знаем его плюсы и минусы. Ещё привлёк наше внимание «Zodiac Mark 3». Лодка скоростная, но требует высокой энерговооружённости.
- Сложно совмещать конструирование лодок и бизнес, связанный с их производством и дальнейшей реализацией? - Да. Всё вместе отнимает много времени. Хотелось бы заниматься больше разработкой, конструированием судов. Но с другой стороны, производство и реализация - это неотъемлемая часть того дела, которым мы занимаемся. И фирма нашего размера, сосредоточившая все свои усилия исключительно на конструкторских функциях, не имела бы в современных условиях шансов на выживание. Ведь мы заняли свою нишу на этом рынке из - за того, что сами спроектировали и изготовили свои модели. Сейчас фирма не только постоянно модернизирует свои старые модели, но и ежегодно выпускает по 2 - 3 новых. При этом речь идёт не сколько о вариантах старых судов, а об освоении новых технологий и новых материалов. Потребитель в праве ждать неординарных конструкций, направленных на удобство, надёжность и улучшение эксплуатационных качеств. - Хватает ли вам ресурсов удовлетворить спрос на продукцию «Ротан»? - Не хватает - и это особенность нашей фирмы (смеется). Конечно же, мы постепенно производство увеличиваем. Но мы опасаемся обратного, чтобы рост производства не обогнал наши возможности, чтобы не пострадало качество. Основная наша проблема на производстве - это нехватка кадров. Мы не можем нанять гастарбайтеров, потому что вам не понравятся те лодки, которые они сделают, а найти желающих из числа тех, кто предпочёл бы профессионально заниматься изготовлением лодок, очень сложно. Многие предпочитают работать в офисе. Принимаем на работу желающих.
- Кроме непосредственного увеличения производства, какие планы у «Ротана»?
- Мы сделали на основе нашего судна транспорт на воздушной подушке. Причём, летом оно может эксплуатироваться, как обычная лодка под подвесным мотором, а в период ледостава использоваться как транспорт на воздушной подушке. Ещё одна наша идея это плавдача на воздушной подушке. При габаритах 10 на 4 метра она может иметь приличную скорость при 30 - 40-сильном моторе. Такой дом может двигаться по воде, по льду и выезжать на берег. В этих измерениях можно оборудовать: дом для зимней рыбалки "с газовой плитой, отоплением", плавучее кафе для юга, а также мобильную санитарную часть.
Журнал «Лодки & моторы» No3 (22) апрель 2008 г. Санкт-Петербург - Москва |