5 лет на рынке лодок из ПВХ

Петербургская фирма «Ротан» является одним из производителей лодок из ПВХ. Лодок, о которых говорят, с которыми сравнивают другие модели, которые обсуждают и которым, в итоге, после многочисленных попыток найти «свою» лодку отдают предпочтение. В этом году фирма отмечает свой юбилей. Об истории, успехах, трудностях и дальнейших планах мы попросили рассказать конструктора и директора фирмы «Ротан» Никиту Коноплянцева.

- Никита, почему вы выбрали для своих лодок название «Ротан»?
- Ротан - это такая маленькая рыбка, которая по живучести превосходит всех других рыб. Ротан выживает при недостатке корма, питается чем попало, а при пересыхании водоёма зарывается в землю и может несколько лет прождать благоприятных условий. Наши лодки можно сравнить по живучести с этой рыбкой. У «Ротана» больший объём баллонов, чем у других производителей и количество отсеков больше, чем обычно. Классические пайольные лодки имеют отсеков 3+1 (кильсон), а наши 4+1 (днище объёмом 300 литров!). В катамаранах же, которые мы производим, количество отсеков может и вовсе доходить до 8, 11 штук.

- Баллон будет традиционно «ротановский», с вашими ноу-хау?
- Мы остаемся верны себе. Конусный по всей длине баллон имеет три секции, продублированные еще тремя камерами внутри. Это решение было найдено и опробовано нами в гонках на выживание «24 часа Санкт- Петербурга». Изготавливаться баллон будет из ткани лучшего европейского производителя <>.

- Какие еще новаторские идеи применены в данной модели?
- Жесткий корпус выполнен не из полиэфирного стеклопластика, как обычно, а из эпоксидного. Это существенный вклад в его «живучесть». Эпоксидное связующее прочнее, эластичнее и химически более стойкое, чем полиэфирное, тем более армированное не стекломатом, а тканью. Эпоксидный пластик менее подвержен осмосу, поэтому прослужит дольше, не теряя свойств с годами. Мы убеждены, что выходить на рынок надо с изделием, обладающем новыми потребительскими качествами. Лодка получилась очень легкой на ходу благодаря грамотному сочетанию проверенных обводов с новыми технологиями. Под мотором в 60 л.с. с тремя седоками разгоняется выше 65 км/ч. РИБ прекрасно держит волну, предсказуем в поворотах, легко выходит на глиссирование с большой загрузкой. Лодка будет заявлена под мотор 90 л.с., но лучшие эксплуатационные характеристики РИБ покажет под 4 - тактным 60 - сильным мотором. Получилась лодка под «запросы времени» - экономичная, грузоподъемная (1.5 т груза или восемь пассажиров) и безопасная. Все - таки шесть метров длины - это немало. И при этом она встает на стандартный трейлер общей массой до 750 кг (водительская категория В). Диаметр баллона в носу - 450, в корме - 560 мм. В скором времени разработаем дополнительную легкую рубку, которую можно будет установить прямо на баллон. Она существенно повысит комфорт на борту, внутри нее смогут переночевать, скажем, три - четыре человека.
В «Ледовой гонке» участвовал первый образец РИБа, довольно просто оборудованный. В последующих серийных лодках мы планируем уделить особое внимание разнообразному оборудованию, устанавливаемому по согласованию с заказчиком. По ценам предполагаем остаться в стандартных рамках для полиэфирных корпусов, несмотря на более сложную технологию работы с эпоксидами.

- В этом году вам исполняется 5 лет. С чего всё началось? - С подвала. Уволившееся конструкторское бюро, в которое мы входили, решило не расходиться, а создать свою фирму. Первоначально мы планировали, что будем только КБ, разрабатывающее модели для других фирм. Но на практике оказалось, что интеллектуальный труд в чистом виде денег не приносит. Так стало очевидным, что для поддержания нашего дела необходимо производство.
Одно добавляет другое. Производство даёт материал, экспериментальную базу и практическую реализацию для КБ, а КБ корректирует производство. Первый год мы с Костей Голышевым сами занимались изготовлением.
Создавая КБ и производство, мы не ожидали, что бренд «Ротан» так быстро раскрутится без особых вложений в рекламу. При наших объёмах производства, нам вполне хватило бы рынка Петербурга, но так получилось, что нас теперь знают как в России, так и за рубежом. Нас заметили из-за того, что мы сразу стали выделятся из общего ряда лодок сделанных из ПВХ.

- Вы сразу начали производство с популярной сейчас 380-ой модели? - Нет. Нашей первой лодкой, разработанной и выпущенной под маркой «Ротан», была лодка «Льдинка». Создана она была специально для питерских рыболовов, любителей зимнего лова и выполняла функции спасательного плавсредства. Весила она 3 кг. и стоила всего 3500 руб. Нам казалось, были все шансы на её коммерческий успех. Но лодка эта не пошла, так как оказалось, что большинство рыболовов в пылу азарта о безопасности своей мало задумываются. И мы занялись полноценными лодками, создав модель «Ротан 380».
За полтора года из различных модификаций мы создали превосходящую по большинству показателей лодку среди своих одноклассников. С общим объёмом отсеков в 1,8 куб. метров, при весе в 40 кг, и мощностью используемого двигателя от 5 до 25 л.с. Наша лодка даже с пятисильным двигателем уверенно глиссирует с двумя пассажирами на борту.
Через год мы уже выросли из подвала, можно даже сказать, в буквальном смысле. Появилась модель «Ротан 420», которую мы просто не могли перевернуть из-за высоты потолка помещения, приходилось сдувать один из бортов. Сегодня 420-ая модель вытеснила 380-ую и является хитом продаж.

- Что нового применил «Ротан» в своих лодках? - Мы первыми начали использовать на рынке конусные баллоны и несимметричный скошенный шов на заднем конусе. Мы уменьшили в классическом крое количество швов. На примере 380 модели - длина всех швов уменьшилась на 5 метров. Во всех моделях швы, находящиеся в потоке, всегда нахлесточные вдоль потока и не оклеиваются лентой снаружи, а только изнутри. Такое конструкторское решение проверено в жёстких спортивных условиях, где эксплуатация лодки проходит на пределе её возможностей.
Также мы первыми начали формировать у нас рынок моторных глиссирующих катамаранов. В 2004 году создали свой первый катамаран и под 15-сильным мотором и приняли участие в гонке на Валаам, завовав кубок. С тех пор гонки мы любим, участвуем постоянно и иногда побеждаем.

- Чем объясняется такая любовь к гонкам, ведь участие в них отнимает много времени и сил? - Для нас это экспериментальный полигон. Порой за трёхчасовую гонку можно понять то, что в простых условиях эксплуатации пришлось бы три года выявлять. У нас исключительно конструкторский интерес. Это тестирование уже запущенных в производство судов, а также благодатная почва для идей новых конструкций. Совершенствуется технология работы с материалом, совершенствуются внешние обводы, отдельные узлы, их прочность, надёжность и технологичность в производстве.

- Ваши лодки полностью надувные, чем объясняется такая конструкция? - Мы отказались от жёстких пайолов, заменив их упругим днищем. С точки зрения гидродинамики наши надувные днища жёстче по конструкции, не вступают в противоречие с надувным баллоном. Днище изгибается также, как и сам баллон. Такого нельзя сказать про пайолы, которые деформируются без связи с баллоном, что приводит к такому негативному результату как "складывание" пайолов (со всеми неприятными отсюда последствиями). Наши лодки лёгкие: «Ротан 380» весит 40 кг, а её пайольный собрат 68 кг. Лучшие гидродинамические качества: «Ротан 380» с 15-ти сильным мотором выводит на глиссирование пять человек, пайольная с тем же двигателем - максимум четверых. Монтаж и демонтаж полностью надувной лодки несравнимо легче осуществлять, чем пайольной. Мы создали более экономичные лодки, которые не требуют сильного мотора, и "связка" лодка-мотор в сумме получается дешевле. Наша конструкция позволяет производить крупные лодки, превышающие в длинну 6,5 метров и грузоподъёмностью в 1,5 тонны, что для паёльной конструкции вызывает большие сложности.

- Какое ваше представление об идеальной ПВХ-лодке? - Что такое идеальная лодка? Её не существует. Можно рассматривать лодки по принципу, чтобы было меньше "против" и больше "за". Возьмём, к примеру, катамаран «Ротан 420» и сравним его с другими лодками в своём классе. По мореходности и по своим скоростным характеристикам, он их всех перекрывает. Значит, останавливаемся на катамаранной схеме, хотя можно создать подобный тримаран, но я сомневаюсь, что он даст лучший результат. Катамаран даёт лучшие гидродинамические качества в конечном итоге. В отличие от килеватой лодки, он обеспечивает более мягкий ход на волне.
Давайте теперь посмотрим любую лодку длинной 4 - 4,5 метра и сравним их вес. Такие судна будут по своему весу превышать 90 кг, а наш 420-ый весит 60 кг. Следующий показатель - надёжность и живучесть лодки. У нашего катамарана объем всех ёмкостей 2,4 м?. У других конструкций максимальный объём не превышает 1,8 м?. На катамаране 7, 11, 12 отсеков плавучести. В целом, мореходность, скорость,остойчивость, комфорт и безопасность выше.

- Какую лодку вы бы для себя приобрели, если бы фирмы «Ротан» не было? - Приобрёл бы «Кайман-360»... потому что мы приложили к нему руку, знаем его плюсы и минусы. Ещё привлёк наше внимание «Zodiac Mark 3». Лодка скоростная, но требует высокой энерговооружённости.
Если говорить о других конструкциях, то сравнивать «Ротан» не с чем. Все остальные модели весьма похожи на "зодиаки" 70-х годов, это лодки, сделанные по схеме кильсон - пайол (фанера, алюминий). И существуют последователи наших катамаранных конструкций (на лодку получен патент). Наши плагиаторы не получили хороших результатов.
Есть интересные конструкции у фирмы «Фрегат», их результаты для нас интересны, они идут своим путём. Однако их лодки достаточно сложны по конструкции, что увеличивает их стоимость и вес.

- Сложно совмещать конструирование лодок и бизнес, связанный с их производством и дальнейшей реализацией? - Да. Всё вместе отнимает много времени. Хотелось бы заниматься больше разработкой, конструированием судов. Но с другой стороны, производство и реализация - это неотъемлемая часть того дела, которым мы занимаемся. И фирма нашего размера, сосредоточившая все свои усилия исключительно на конструкторских функциях, не имела бы в современных условиях шансов на выживание. Ведь мы заняли свою нишу на этом рынке из - за того, что сами спроектировали и изготовили свои модели. Сейчас фирма не только постоянно модернизирует свои старые модели, но и ежегодно выпускает по 2 - 3 новых. При этом речь идёт не сколько о вариантах старых судов, а об освоении новых технологий и новых материалов. Потребитель в праве ждать неординарных конструкций, направленных на удобство, надёжность и улучшение эксплуатационных качеств.

- Хватает ли вам ресурсов удовлетворить спрос на продукцию «Ротан»? - Не хватает - и это особенность нашей фирмы (смеется). Конечно же, мы постепенно производство увеличиваем. Но мы опасаемся обратного, чтобы рост производства не обогнал наши возможности, чтобы не пострадало качество. Основная наша проблема на производстве - это нехватка кадров. Мы не можем нанять гастарбайтеров, потому что вам не понравятся те лодки, которые они сделают, а найти желающих из числа тех, кто предпочёл бы профессионально заниматься изготовлением лодок, очень сложно. Многие предпочитают работать в офисе. Принимаем на работу желающих.

- Кроме непосредственного увеличения производства, какие планы у «Ротана»? - Мы сделали на основе нашего судна транспорт на воздушной подушке. Причём, летом оно может эксплуатироваться, как обычная лодка под подвесным мотором, а в период ледостава использоваться как транспорт на воздушной подушке. Ещё одна наша идея это плавдача на воздушной подушке. При габаритах 10 на 4 метра она может иметь приличную скорость при 30 - 40-сильном моторе. Такой дом может двигаться по воде, по льду и выезжать на берег. В этих измерениях можно оборудовать: дом для зимней рыбалки "с газовой плитой, отоплением", плавучее кафе для юга, а также мобильную санитарную часть.
Есть у нас в планах ещё летающая ватрушка, которая способна не только скользить за катером по воде, но и парить за ним на высоте полметра.
Испытана большая (4,5 - 5,4 м) лодка под навесной водомётный двигатель с минимальной осадкой. Эта лодка способна ходить по глубинам около 10 см. Осваиваем новые материалы, такие, например, как новый двухслойный аэйрдек увеличенной толщины.
Готов гоночный катамаран для участия в Чемпионате России. На последнем этапе наша команда заняла второе место. Будем дальше стараться.


Журнал «Лодки & моторы» No3 (22) апрель 2008 г. Санкт-Петербург - Москва